Дворцовый комплекс Нимфенбург (нем. Schloss Nymphenburg) — летняя резиденция династии Виттельсбахов. Дворец возведён в лучших традициях итальянского барокко, а парковая зона представляет собой классическое ландшафтное творение во французском и английском стилях. Правильные, симметричные формы дворца и роскошные, поражающие своим великолепием интерьеры олицетворяют собой целую эпоху баварских курфюрстов. Возможно именно поэтому План-схема Нимфенбургакаждый посетитель, всматриваясь в изящное золотое убранство дворцовых комнат и прогуливаясь по прекрасному парку, может перенестись во времена Виттельсбахов.
Кроме дворца и парка, в архитектурно-парковый комплекс входят несколько искусственных каналов и прудов, банный домик Баденбург с бассейном, летний павильон Пагоденбург, выстроенный под старину Магдаленклаузе, охотничий павильон Амалиенбург, Музей фарфора и Музей экипажей.
Дворец Нимфенбург в Мюнхене: история строительства
Дворцовый комплекс возводили пять поколений Виттельсбахов на протяжении 200 лет. Замок Нимфенбург был заложен в 1664 курфюрстом Фердинандом Марией, который приказал построить итальянскую виллу в подарок любимой супруге Генриетте Аделаиде Савойской, родившей двумя годами ранее долгожданного наследника, будущего Максимилиана II Эммануила (королевская чета ждала ребёнка девять лет).
Строительство виллы (представляла собой массивный кубический павильон, окружённый церковью, несколькими хозяйственными постройками и небольшим садом) было завершено в 1674 и согласно желанию романтичной Генриетты сооружение посвятили богине цветов Флоре и её нимфам (поэтому дворец и получил название Нимфенбург, или «город нимф»).
Вступив на престол, Максимилиан II (период правления: 1679-1726) расширил Нимфенбург, пристроив северное и южное крыло, а также несколько павильонов и галерей. Кроме того, был модернизирован и фасад центрального кубического павильона по образу модного тогда стиля Версаля. Скромная летняя вилла превратилась, таким образом, в барочный дворец. Конечно, последующие представители династии Виттельсбахов также вносили вклад в развитие дворцового комплекса, однако уже без существенных архитектурных изменений.
Дворец Нимфенбург
Внутреннее убранство роскошной летней резиденции эпохи абсолютизма поражает великолепием и блеском. Комнаты и залы, полностью соответствующие королевскому статусу, превосходят всяческое представление о роскоши. Однако, на сегодняшний день не все из них доступны посетителям. Некоторые помещения по-прежнему остаются во владении нынешнего главы династии Виттельсбахов — Франца Бонавентуры Адальберта Марии Баварского, родившегося в 1933. Другие же закрыты из-за реставрационных работ, которые до сих пор продолжаются после разрушений Второй мировой войны.
Нимфенбург: главные достопримечательности
Торжественный зал (Festsaal) — главный зал центрального павильона, который использовался для проведения официальных приёмов и балов. Его ещё называют Каменным залом.
Масштабный интерьер Торжественного зала, выдержанный в стиле баварского рококо и богато украшенный лепниной и фресками, сохранился неизменным с 1758 года. С одной стороны от Торжественного зала находились покои короля (курфюрста), а с другой — королевы.
Галерея красавиц (Schoеnheitengalerie) — уникальное собрание портретов самых привлекательных женщин Баварии. Идейным вдохновителем коллекции выступил король Людвиг I, а исполнителем выступил придворный художник и знаменитый живописец своего времени — Карл Йозеф Штилер. Любвеобильный король лично утверждал претенденток не взирая на социальный статус последних. Например, в одном ряду с Людвиг Iкоролевой Баварии можно увидеть дочь сапожника Хелену Зедльмайер. Между тем, одна из изображённых красавиц, стала для Людвига I по-настоящему роковой женщиной и причиной его отречения от престола. Это Лола Монтес — танцовщица, любовница короля и авантюристка европейского масштаба. Именно её попытка шантажировать несчастного монарха любовными письмами легла в основу знаменитого рассказа Артура Конан Дойля «Скандал в Богемии».
Все 36 портретов, представленные в Галерее, были написаны в период с 1827 по 1850 и дают представление о предпочтениях Людвига I. Даже в наше время картины остаются не подписанными. Король любил повторять, что красавицы не нуждаются в представлении.
Музей экипажей (Marstallmuseum) — редчайшая коллекция парадных карет, саней, фаэтонов и упряжи династии Виттельсбахов. Музей занимает помещения бывших Королевских конюшен. Особенно великолепны и прекрасны экспонаты, принадлежащие «сказочному королю» Людвигу II. Отдельного внимания заслуживает карета, изготовленная к его свадьбе с Софией Шарлотте Августой. Однако возглавить свадебный кортеж шикарному произведению баварских мастеров было не суждено — король расторг помолвку.
Музей фарфора (Porzellanmuseum) представляет собрание лучших произведений собственной мануфактуры, которая находилась при дворцовом комплексе Нимфенбург (Мюнхен) с 1761 года. Музейная коллекция включает знаменитые статуэтки ручной работы, признанные настоящими шедеврами благодаря своему качеству и оригинальности. Изделия не только выставлены для всеобщего обозрения, но и продаются в здании Фарфоровой мануфактуры).
Музей «Человек и природа» (Museum Mensch und Natur) — интерактивный музей естествознания, который нравится не только взрослым, но и детям. Музейные экспозиции представлены в виде игровых, интерактивных и мультимедийных экспонатов. Так, к примеру, на специальном макете можно увидеть движение крови по человеческому организму. Знакомство с природой можно продолжить при помощи викторин. Например, на экране появляются листья различных деревьев, а из предложенных ответов нужно выбрать правильный вариант, соответствующий каждому виду дерева.
Особой гордостью музея является чучело медведя по кличке Бруно, который изображён в момент открытия пчелиного улья. Авторы экспозиции хотели подчеркнуть, что он не опасный зверь, но и не плюшевый медвежонок. Бруно был убит в 2006. Исследователи полагают, что именно он является последним медведем, обитавшим на территории Германии в естественной среде за последние 170 лет.
Нимфенбург и дворцовый парк
Амалиенбург (Amalienburg) — Амалиенбургохотничий домик. Внешне простая, но достаточно изящная постройка в стиле европейского рококо была завершена в 1739. Особое восхищение вызывает центральный Зеркальный зал. Интерьер выполнен с большой изысканностью: на голубом и белом фоне искусно наложена лепнина, а стены украшены огромными зеркалами в серебряном обрамлении. Другими интересными помещениями Амалиенбурга являются:
1 Комната отдыха — жёлтые стены украшены посеребрённой резной облицовкой, которая относится к вершинам придворного резного искусства того времени. Комната украшена портретами заказчиков в охотничьих костюмах (курфюрст Карл Альбрехт и его супруга Мария Амалия);
2 Охотничья комната — небольшая картинная галерея, изображающая сцены королевской охоты и дворцовых праздников. На многих картинах запечатлены курфюрст с супругой, а также придворная свита;
3 Кухня — стены облицованы голландской кафельной плиткой с цветочными вазами и китайскими сценами.
Баденбург (Badenburg) — Баденбургпарковый павильон, служивший закрытым отапливаемым бассейном (первым в Европе со времён падения Рима). Здание построено в 1722. Особенного внимания посетителей заслуживает Парадный зал с панорамной фреской «Аполлон в солнечном экипаже» на тему древнегреческих мифов. Другие помещения Баденбурга интересны восточно-азитскими мотивами, которые гармонично сочетаются с европейским барочным стилем.
Пагоденбург (Pagodenburg) — миниатюрный павильон с крестообразным основанием, построенный в 1719. Пагоденбург использовался в качестве чайного домика, а также для отдыха после игры в шары (развлечение на подобии современного гольфа). Интерьер Малого зала (занимает весь первый этаж) выполнен с использованием голландской кафельной плитки в достаточно популярном для той эпохи китайском стиле «шинуазри». Бело-голубые тона зала указывают на Поднебесную и её фарфоровую продукцию. На втором этаже находятся изысканно отделанные Китайский кабинет и Будуар. Внешняя часть Пагоденбурга украшена масками Цереры, Нептуна, Бахуса и Флоры.
Магдаленклаузе (Magdalenenklause) — павильон, имитирующий разрушающееся здание. Трещины в кладке и осыпающаяся штукатурка напоминают про отсутствие вечного. Павильон, построенный в 1728, был задуман как приют отшельника и предназначался для уединённого размышления о бренности бытия.
Грот Магдалины (Магдаленклаузе)В южной части Магдаленклаузе есть вестибюль в виде грота и Капелла св. Марии Магдалины, украшенная романскими и мавританскими элементами декора, а свод — фресками с изображением кающейся Марии. На северной стороне находятся апартаменты курфюрста, которые состоят из аскетических помещений. Внутренний интерьер по традиции Ордена капуцинов облицованы дубом и гравюрами. В целом, павильон создаёт вневременной образ, который можно интерпретировать и как философскую постройку, и как собирательный образ дворцового искусства перевоплощений.
Большой каскад — водопад в стиле барокко с роскошной мраморной отделкой французских мастеров. Находится у западного (самого дальнего от центра Мюнхена) входа в парк дворца Нимфенбург.
Дёрфхен — деревушка из нескольких домов, имитирующая крестьянскую усадьбу. Достопримечательность предназначалась для развлечений придворного общества. Закрыта для посещений.