Архитектура Беларуси 19 века

архитектура беларуси 19 века

Архитектура Беларуси 19 века — это не только замки и костелы, но и более мелкие бытовые постройки. Они определенным образом отражают историю страны, ее перипетии, взлеты и падения.

Например, отдельным маркером развития страны является строительство дорог, а также придорожная архитектура Беларуси, такая как станционные дома.

Примеры архитектуры Беларуси 19 века

По типовым проектам 1820 г. были построены станционные дома в Столпище, Охотичах (Бобруйский уезд). Можно предположить, что планировка комплексов станционных домов I и II разрядов отличалась размерами конюшен.

В 1823 г. утверждается новый проект станционного дома «меньшего разряда» вместо проекта 1820 г. того же разряда. Для этого проекта характерно сохранение общей планировочной структуры всего комплекса. Однако в само здание станции внесен ряд изменений. Так, были увеличены площади помещений для приезжающих и комнаты для записи подорожных, более четко разграничены функции помещений для смотрителя и кухни. Одновременно упростилось решение фасада.

архитектура белоруссии 19 века фото

Станционные дома по образцовым проектам 1823 г. были построены на территории Белоруссии на тракте Москва — Варшава (через Минск) в Жодино, Смолевичах, Юхновке (Борисовский уезд), Койданове (Минский уезд), на тракте Минск — Вильно в Подолянке, Молодечно и во многих других местах, которые вы можете посетить в ходе туров в Белоруссию.

Подавляющее большинство станционных домов конца XVIII — начала XIX в. были деревянными на каменных фундаментах, покрывались гонтом. Однако были и исключения. В 1800 г. строится каменный станционный дом в Минске. Несмотря на то, что он сооружался по индивидуальному проекту, здесь можно обнаружить черты, присущие типовым станционным домам.

В 1831 г. были утверждены четыре новых образцовых плана станционных домов. Согласно архивным документам, только в Минской губернии предполагалось построить в 1835 г. более тридцати станционных домов по таким проектам. Ограничение размеров домов вызывалось, очевидно, соображениями экономичности и небольшими потребностями в них на средних и малых трактах.

Следует отметить, что строительство станционных домов с конца XVIII в. до 40-х гг. XIX в. не всегда строго следовало типовым решениям. В ряде случаев приходилось изменять проекты, приспосабливать их к специфике местных климатических условий.

В архиве Могилевской губернской строительной и дорожной комиссии есть любопытный документ об архитектуре Беларуси. В нем землемер капитан Свенчевский обосновывает необходимость внесения изменений в типовой проект: «Белорусские большие тракты вообще не населены, обыватели по принятому обыкновению имеют свои жилища в дальнем от них расстоянии. Проезжающие в осеннее, ненастное время и зимою только и могут иметь пристанище и ночлег в Почтовых домах, и потому одной тесной комнаты для проезжающих недостаточно». Свенчевский предлагает свой проект, однако он не принимается — косная царская бюрократия зачастую подавляла проявление инициативы.

Архитектура Беларуси 19 века имела характерную черту. У нее было преимущественное распространение одного типа станционных домов в пределах губернии. Примером такого типа домов являются почтовые станции-гостиницы, построенные в Белице, Шепотовичах, Рабовичах, Крупках, Бабиновичах (Могилевская губерния) в 20—30-х гг. XIX в, которые вы можете увидеть и сегодня в наших турах на 8 марта в Беларусь — https://888travel.ru/tours/tury-8-marta

Станционный комплекс, включавший станционный дом, конюшни, сараи, флигеля для ямщиков и смотрителя, был внушительных размеров (71X31 м). Интересное решение имел главный фасад со своеобразным портиком и колоннами.

просмотры: 323